«Воронежская ласточка» 21.01.2017

«Воронежская ласточка»

Ростопчина Евдокия Петровна (23.12.1811(4.01.1812)–03.(15).12.1858), урождённая Сушкова – поэт, прозаик, драматург. Из дворянской семьи. Родилась в Москве от брака Петра Васильевича Сушкова с Дарьей Ивановной Пашковой. Её дядя Н. В. Сушков – драматург, бабушка М. В. Сушкова – поэтесса, поэтом был и брат Евдокии – Дмитрий Петрович Сушков.
После смерти Дарьи Ивановны в 1817 г., П. В. Сушков, занятый разными делами, оставляет детей в Москве, в доме деда – Ивана Александровича Пашкова. Учили Евдокию Сушкову так, как полагалось тогда учить светскую барышню. В детстве она увлекалась литературой. Особенно сильное влияние на неё оказали её великий современник Пушкин, а также Жуковский, Байрон, Шиллер, Шекспир, Данте и др. Маленькая «Додо», как называли её близкие, начала писать стихи, согласно её воспоминаниям, в возрасте 13–14 лет.
В 1828 г. на балу у Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына, Е. Сушкова знакомится с А. С. Пушкиным (это событие отмечено в стихотворении «Две встречи», 1838). Первая публикация (стихотворение «Талисман») появилась в альманахе «Северные цветы на 1831 год» (за подписью Д…..а), благодаря князю П. А. Вяземскому, часто бывавшему в доме Пашковых. Появление нового поэта было отмечено стихотворением «Додо» М. Ю Лермонтова.
В 1830-е гг. лирика Е. Ростопчиной становится широко известной. Поэтесса печатается в журналах «Библиотека для чтения», «Московский наблюдатель», «Современник» и др., подписывается: А., г-ня Е. Р-на. Стихотворения распространяются и в рукописях.
28 мая 1833 г. Е. П. Сушкова выходит замуж за графа Андрея Фёдоровича Ростопчина (1813–1892), сына знаменитого Московского генерал-губернатора.
Счастья в браке Ростопчина не нашла, что наложило свою печать на её творчество, но двери большого света еще шире распахнулись перед красивой, богатой графиней. А. Ф. Ростопчин занимался лошадьми, собирал редкие книги, имел большую галерею картин. Он не знал счёт деньгам и растратил состояние отца, не оставив наследства детям.
Ежегодно с 1833 по 1842 гг. лето и осень Ростопчина жила в принадлежавшем её мужу Воронежском имении – селе Анне, где у графини родились две дочери и сын, два года (1838–1840 гг.) она находилась там безвыездно, вдали от большого света, хотя и порицаемого, но всё-таки любимого ею. В дальнейшем Ростопчины переезжают в Петербург, и опять потянулась светская жизнь. Литературный салон Ростопчиной посещают известные писатели, композиторы и артисты: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, П. А. Плетнёв, С. А. Соболевский, И. П. Мятлев, А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка, Ф. Лист, П. Виардо и др.
В конце 1830-х – начале 1840-х гг. литературная слава Ростопчиной растёт. Первыми её прозаическими произведениями были две повести «Чины и деньги» и «Поединок», напечатанные в журнале (1838), а затем изданные отдельной книжкой «Очерки большого света» (СПб., 1839, под псевдонимом Ясновидящая). Критик и писатель Н. А. Полевой в своём дневнике называет её «нашей Жорж Занд».
В феврале 1841 г. Ростопчина вновь встретится с Лермонтовым, станет поверенной его чувств и замыслов. Памяти Лермонтова она посвятила несколько стихотворений. Характеристика стихотворений М. Ю. Лермонтова в сравнении с пушкинскими, его психологический портрет даны Ростопчиной в письме, адресованном А. Дюма-отцу (Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972. С. 280–286). В 1841 г. Ростопчина издала сборник своих стихотворений. В этой книжке было девяносто одно стихотворение (период 1829–1839 гг.). А. В. Никитенко писал «о решительно лучших стихах из всех», созданных русскими писательницами (Сын отечества. 1841. Т. 11. № 18. С. 104). Сдержанно, но положительно, отозвался о книге В. Г. Белинский.